1998
«Коммерсантъ-Daily»
23 марта. Битва при Черномырдине
Затяжная и не всем заметная война между Анатолием Чубайсом и Борисом Березовским в марте 1998-го перешла в открытую фазу. Полем битвы был выбран «Ъ».
5 марта Чубайс дал интервью Евгении Альбац (объявлена иноагентом). Он жестко раскритиковал «капитализм закадычных друзей», при котором страной правит «совет директоров России» во главе с неформальным лидером семибанкирщины Березовским. На вопрос о своем будущем он ответил уверенно: «Когда мне пора покинуть госслужбу, я решу сам». Многие сделали вывод, что Чубайс победил.
Но 13 марта Березовский в интервью Наталии Геворкян выразил полную уверенность в том, что «если не дни, то недели Чубайса у власти сочтены», и стало ясно, что чаша весов колеблется.
А спустя полторы недели Виктор Черномырдин был отправлен в отставку, а с ним, разумеется, остальные члены правительства, включая вице-премьера Чубайса. Интервью Геворкян оказалось круче.
27 марта. Журнал «Столица-Афиша»
27 марта 1998 года вышел в свет первый номер еженедельного приложения к газете «Коммерсантъ» — журнала «Столица-Афиша».
Издание рассказывало о событиях в мире отдыха и развлечений и о лучших местах досуга в Москве. Журнал возглавлял Реваз Резо. В январе 1999 года выпуск прекратился из-за кризиса.
журнал «Деньги»
8 апреля. От Мосальска до Твери
Весной 1998 года корреспонденты Глеб Баранов, Максим Буйлов и Петр Рушайло открыли финансовый центр России (на фото).
Как оказалось, находится он вовсе не в Москве, а в Мосальске Калужской области. Именно в этом небольшом городке, куда даже не ходят поезда, в тот момент были зарегистрированы более 30 предприятий, входящих в империю Михаила Ходорковского (объявлен иноагентом).
Правда, найти главную резиденцию МЕНАТЕПа и ЮКОСа журналистам так и не удалось, поскольку по адресу их прописки «ул. Ленина, д. 42» обнаружился пустырь с одним заколоченным и двумя разрушающимися домами без окон и дверей, а также примыкающей к ним трубой. Но местные начальники рассказали, что налоги виртуальные москвичи платят исправно, формируя до 35% доходной части районного бюджета.
Сами налоговики, правда, догадывались, что платят им меньше, чем следовало бы, но ничего не могли поделать с «ушлыми столичными юристами».
Забавно, что после разгрома ЮКОСа его крупнейший актив «Юганскнефтегаз» был продан компании «Байкалфинансгруп», тоже зарегистрированной в провинции. Но ее тверская резиденция, как выяснили журналисты «Ъ», все же выглядела куда более обжитой, чем мосальский офис ЮКОСа: в здании работали несколько магазинов и популярная в городе рюмочная «Лондон».
Мечта кассира — тарелка для мелочи с символикой журнала «Деньги». В офисе «Ъ» существует в единственном экземпляре и хранится в кабинете главного редактора журнала. Остальная часть сервиза разошлась по газетным киоскам.
Август. «Коммерсантъ» и кризис
Случившийся в стране кризис издательский дом испытал на себе в полной мере.
Фотогалерея
Первые полосы и обложки изданий «Ъ» 1998 года
Например, редактору отдела бизнеса Кириллу Вишнепольскому банк предложил получить нажитое (около $20 тыс.) серебряными медалями «Московский зоопарк» с изображением слона (слона в зоопарке материально поддерживал Александр Смоленский). В-четвертых, в конце года в редакции было проведено заметное сокращение штата. В-пятых, штатный врач издательского дома Михаил Кирцер похудел на 53,5 кг (со 146,5 кг до 93 кг).
В дальнейшем подобный человеческий подвиг был совершен в «Ъ» еще четырежды. В 2002-м спецкорреспондент «Ъ» Андрей Колесников полегчал на 36 кг (со 106 кг до 70 кг). В 2008-м корреспондент отдела происшествий Александр Жеглов сбросил 24 кг (104–80). В 2009-м, уже в рамках нового кризиса, редактор отдела экономической политики Дмитрий Бутрин стал легче на 44 кг (104–70). Аналогичный результат показал редактор отдела политики Глеб Черкасов (172–128).
Последний номер 1998 года газета выпустила с оптимистической шапкой (автор слова — Никита Голованов) и множеством хороших мин на первой полосе.
В подвале расположилось новогоднее поздравление, украшенное росчерком первого пера государства российского.
Коммерческим директором ИД «Коммерсантъ» назначен Павел Филенков
Павел Филенков окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Работал в Институте экономики при Госплане РФ. В «Ъ» начинал внештатным корреспондентом. С 1995 года коммерческий директор, гендиректор журнала «Домовой», исполнительный директор ИД «Коммерсантъ».
С августа 1998 года коммерческий директор ИД «Коммерсантъ». Подрабатывает не выходя из издательского дома: регулярно публикуется в различных изданиях «Коммерсанта» (пишет в основном о мотоциклах, в которых является настоящим экспертом.
журнал «Власть»
22 сентября. Полчаса третьей мировой войны
В сентябре 1998 года журнал «Коммерсантъ-Власть» опубликовал статью о том, как в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года мир оказался на грани третьей мировой войны. Один из советских спутников системы предупреждения о ракетном нападении выдал ошибочную информацию о запуске с американских баз нескольких межконтинентальных баллистических ракет. Через пять минут должен был последовать доклад верховному главнокомандующему, а еще через 10 минут — ответный ядерный удар по США. Однако дежурная смена подполковника Станислава Петрова, сравнив сообщение спутника с данными других средств обнаружения, пришла к выводу, что тревога ложная.
После публикации статьи простой военный пенсионер Петров стал героем едва ли не всех западных СМИ. Десятки американцев и европейцев писали ему благодарственные письма и предлагали помочь материально.
Международная общественная организация «Ассоциация граждан мира» вручила ему специальную награду как «человеку, который предотвратил ядерную войну».
А за раскопавшим эту историю Иваном Сафроновым — тогда еще начинающим корреспондентом «Ъ», подполковником космических войск в отставке — сразу закрепилась репутация человека, способного добыть любую информацию, сколько бы грифов «секретно» на ней не стояло.
Иван Сафронов выпал из окна своего дома в марте 2007-го. Ему был 51 год. Причины падения до сих пор точно не известны.
Главным редактором «Власти» назначен Владислав Бородулин
Владислав Бородулин окончил МАИ, но решил заняться журналистикой и в 1992 году пришел в «Ъ» стажером в отдел экономической политики. В 1997 году возглавил отдел. С сентября 1998 года по сентябрь 1999-го был главным редактором журнала «Коммерсантъ-Власть», затем ушел из «Ъ» и возглавил интернет-издание «Газета.ру».
22 июня 2005 года вернулся в издательский дом: стал шеф-редактором объединенной редакции и главным редактором газеты «Коммерсантъ». 29 сентября 2006 года вновь покинул «Ъ».
газета «Коммерсантъ»
Абрамович. Впервые в «Коммерсанте»
Впервые увидеть фото Романа Абрамовича читатели «Ъ» смогли лишь спустя семь месяцев после того, как Александр Коржаков публично (на пресс-конференции в ноябре 1998-го) назвал его кассиром «семьи» Бориса Ельцина. Причем это была не живая съемка, а добытое фотослужбой «Ъ» путем невероятных ухищрений фото из личного дела.
Лишь с 2000 года, когда Абрамович стал депутатом, фотокорреспонденты получили возможность беспрепятственно его снимать.
А первое упоминание Абрамовича в газете относится ко времени, когда он еще был одним из многочисленных и малоприметных подчиненных Бориса Березовского: В доизбранный до положенных по уставу девяти человек совет директоров «Сибнефти» помимо главы «ЛогоВАЗа» Бориса Березовского вошли руководители структурных подразделений компании, представители трех территорий (Ямало-Ненецкого округа, Тюменской и Омской областей) и директор московского представительства «Сибнефти» Роман Абрамович (газета «Коммерсантъ», 28 сентября 1996 года).
журнал «Деньги»
14 октября. Фотограф против карманника
В октябре фотокорреспондент «Ъ» Василий Шапошников сделал уникальную съемку. Сотрудники отдела МУРа по борьбе с карманными кражами взяли его «на дело». На одном из московских рынков Василию удалось зафиксировать работу профессионального карманника. Главная трудность была в том, чтобы не спугнуть невероятно чуткого к опасности клиента. Малейшая неосторожность, и фотограф загубил бы не только собственную съемку, но и всю операцию по задержанию.
Василий, которому оперативники показали вора, держа фотоаппарат наготове, спрятался за ряд автомобилей. Выбранная для съемки точка оказалась удачной: запуская руку в сумку, вор оказался спиной к фотографу, а значит, можно было щелкать.