Госкомпании протолкались к прилавку
Закупки госкомпаний закрепляют за собой статус основного канала бюджетного стимулирования экономики: через них проходит значительная часть государственных расходов, а управленческий контроль над их деятельностью усиливается. По данным Минфина, объем контрактов госкомпаний после возвращения видимости объемов «санкционных» закупок госАО достиг в 2024 году 35 трлн руб., почти в полтора раза превысив уровень 2021 года. Тем временем государственные заказчики фактически сократили объемы контрактации: расходы на закупки не выросли вслед за инфляцией, незначительно сократившись к 2023 году. Данные о госзакупках показали и дефицит предложения: российские производители не в силах закрыть потребности заказчиков, при этом растет число несостоявшихся закупок — поставщики не приходят на торги.
По данным Минфина, в 2024 году объем закупок госкомпаний достиг рекордных 35,3 трлн руб.— в 2023 году этот показатель составлял 27,7 трлн руб. Количество контрактов по 223-ФЗ при этом сократилось с 358 млн до 278 млн, то есть средний контракт подорожал почти вдвое. Резкий рост объемов контрактации отчасти объясняется возвращением видимости закупкам госкомпаний: из-за санкционных рисков с 2022 года заказчики могли не публиковать часть данных о своих закупках — они были недоступны даже Минфину. По оценкам участников рынка, в тень тогда могли уйти до половины контрактов. С апреля 2023 года Минфин обязал госкомпании отчитываться о «санкционных» закупках в закрытом сегменте Единой информационной системы в сфере закупок, однако статистика по году была искажена (см. “Ъ” от 1 августа 2023 года и 2 мая 2024 года). До сегодняшнего дня корректная статистика доступна лишь по 2021 году: тогда госкомпании заключили 1,68 млн договоров на 22,9 трлн руб.
Отчасти расширение объемов госзаказа объясняется инфляционным ростом. Однако в закупках государства ситуация обратная: заказчики по закону о госзакупках (44-ФЗ) заключили в 2024 году 3,58 млн контрактов на 11,98 трлн руб. В количественном выражении это на 2,2% больше, чем в 2023 году (3,51 млн контрактов), в денежном — объем остался практически без изменений (12 трлн руб. годом ранее). Средняя цена контракта таким образом снизилась с 3,4 млн до 3,3 млн руб.— с учетом инфляции реальная стоимость контракта по 44-ФЗ уменьшилась более значимо.
Данные о закупках государства и госкомпаний могут свидетельствовать об усилении статуса госкомпаний как основного канала бюджетного стимулирования.
Де-факто его объем по каналу 44-ФЗ сокращается: за тратами 2024 года в 2025–2027 годах может последовать обещанная правительством бюджетная консолидация. В ожидании периода охлаждения и, вероятно, защиты средств от секвестирования госзаказчики резко нарастили объем госзакупок в первом квартале 2025 года — до 2,97 трлн руб., что на 17% больше прошлогодних объемов.
В то же время правительство теснее встраивает госкомпании в вертикаль управления для развития экономики, корректируя их стратегии в соответствии с планами по достижению национальных целей развития и усиливая контроль за целевыми средствами. Нормы Бюджетного кодекса уже прямо увязали предоставление государственным АО и госкорпорациям субсидий с целями госпрограмм — на расходы, связанные с выполнением госцелей, распространяется цифровой контроль (см. “Ъ” от 19 марта и 3 апреля).
Сокращение объемов госстимулирования происходит на фоне сокращения конкуренции в госзаказе. В 2024 году количество и объем несостоявшихся закупок выросли: лишь 1 млн закупок на 3,6 трлн руб. были признаны состоявшимися, еще 1,47 млн закупок на 7,7 трлн руб. признали несостоявшимися — то есть заказчикам не удается закрыть более крупные заказы. В большинстве случаев контракт по результатам такой закупки все же удалось заключить — это 1,1 млн договоров на 6,1 трлн руб. против 0,9 млн договоров на 5,3 трлн руб. годом ранее. Чаще всего закупки признавали несостоявшимися из-за подачи единственной заявки на участие в закупке (72%) или вовсе отсутствия заявок (24%).
Данные о закупках отдельно зафиксировали дефицит предложения российских товаров.
В 2024 году более половины закупок по 44-ФЗ заказчики проводили с запретами или ограничениями допуска к участию в закупке: 1,49 млн извещений на 3,5 трлн руб. Всего же объем российских товаров, работ и услуг составил 2 трлн руб.— это 62,5% от стоимостного объема всех товаров, поставляемых при исполнении контрактов. В 2023 году Минфин оценивал этот объем в 2,1 трлн руб.— 68%. Всего же в 2024 году заказчики закрыли квоту на закупки отечественной продукции по 65 группам товаров: из 319,8 млрд руб. на закупки квотируемых товаров заказчики потратили на российские 169,4 млрд руб. По 49 товарным группам квоту не закрыли.
Минфин введет единые правила проведения закупок малого объема для госнужд
Госзаказчики стали заключать больше контрактов сразу с единственным поставщиком — их количество выросло с 868 тыс. в 2023 году до 997,6 тыс. в 2024-м. Объем соответственно вырос с 2,2 трлн руб. до 2,47 трлн руб., доля от общего объема контрактов возросла с 18,7% до 20,6%. Такая практика может объясняться стремлением заказчиков компенсировать риски и заключить контракт с проверенным поставщиком. Так, число расторгнутых контрактов в 2024 году выросло — до 901 тыс. на 2,97 трлн руб. по сравнению с 849 тыс. на 2,5 трлн руб. годом ранее.