«Леопард-2»: основные характеристики, преимущества и недостатки танка
Оглавление
- Танк «Леопард-2»
- История создания
- Модификации
- Технические характеристики
- Конструкция танка
- Башня
- Корпус
- Пушка
- Броня
- Двигатель
- Ходовая
- Электронное оборудование
- Вооружение
- Ремонтопригодность
- Боевое применение
- Преимущества и недостатки
- Сравнение с другими танками
МОСКВА, 15 фев — РИА Новости. «Леопард-2″ — основной боевой танк Германии. Его технические характеристики и особенности конструкции (вес, габариты, вооружение, бронирование), плюсы и минусы современного немецкого Leopard 2 и история боевого применения, сравнение с другими танками НАТО и России, фото машины, — в материале РИА Новости.
Танк «Леопард-2»
“Леопард-2” считается основным танком НАТО, так как превосходит по своим характеристикам не менее известный американский “Абрамс”. Танк создан компанией “Краусс-Маффей” в начале 1970-х годов, а с 1979 находится на вооружении Бундесвера. Машина активно поставляется на экспорт и присутствует в армиях многих европейских стран и некоторых государств, не входящих в Европейский союз. На данный момент произведено более 3 тысяч танков, которые принимали участие в боевых действиях в Косове в составе немецкой армии, в Афганистане в составе датского и канадского контингента и в Сирии в составе турецких войск. Существует несколько вариантов “Леопарда-2”: А4, А5, А6, А6М и А7. Но основные ветви развития танка — А4 и А5. Оригинальный А4 имеет вертикально ориентированную броню башни, а усовершенствованный А5 и ее последующие модификации — башенную броню, расположенную под углом, броню модульного типа и ряд дополнительных защитных мер. Во всех версиях присутствует цифровая система управления огнем с лазерным дальномером, стабилизированное орудие со спаренным пулеметом и прибором ночного видения.
История создания
Своим появлением Leopard 2 обязан провалу совместного американо-германского проекта по созданию принципиально нового основного боевого танка (ОБТ) МВТ-70. Так как МВТ-70 так и не был разработан, а “Леопард-1” сильно устарел, руководство Германии пришло к выводу, что придется создавать полностью немецкий танк самостоятельно. В 1969 году появилась модель KPz-70 Кайлер, которая по некоторым техническим решениям напоминала нереализованный проект МВТ-70, а в 1970 году немецкие инженеры занялись созданием принципиально нового танка. Параллельно разрабатывалось две машины – Leopard 2К с традиционным вооружением и Leopard 2FK с противотанковыми ракетами. Дополнительно тестировали разные подвески, орудия, узлы ходовой части и системы управления огнем. В 1971 году проект утвердили. После этого в течение трех лет компания Krauss-Maffei создала первые образцы. В 1977 году Бундесвер первоначально заказал 1 800 этих основных боевых танков для дополнения и замены стоявших на вооружении старых машин. Первая серийная партия из 30 танков была изготовлена в 1979 году, и в том же году Leopard 2 был принят на вооружение армии ФРГ.
Модификации
На базе “Леопарда-2” создавались различные модификации, предназначенные для реализации военных нужд:
- Panzerschnellbrucke Leguan и Panzerschnellbrucke 2 – мостоукладчики;
- Pionerpanzer 3 Kodiak — инженерная машина;
- Bergepanzer 3 Buffel — БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина);
- Wisent 2 — БРЭМ модульной конструкции;
- Panzerhaubitze 2000 — САУ.
И модификации, предназначенные для других стран. Сама модель постоянно улучшалась, получая более современное оборудование и технологии:
- А0, А1, А2 и А — улучшены электроника, тепловизор, боеукладка, приборы наблюдения;
- 2А4 — наиболее популярная версия с новой башней, снарядами, цифровой системой ведения огня и пожаротушения;
- 2А5 — появилась клиновидная броня, противоосколочный подбой, улучшена электроника и GPS, доработана тормозная система;
- 2А6 — установлена нижняя бронеплита от мин, пушка стала более длинной, усилена броня и появился электропривод башни;
- 2А7+ — создан в 2010 году, многие системы заменены на цифровые, доработаны защита, система управления огнем, установлен командирский тормоз, силовая установка и модуль дополнительного вооружения.
Технические характеристики
Масса |
от 50,5 до 63 тонн |
Длина корпуса |
7700 мм |
Броня |
комбинированная противоснарядная |
Пушка |
гладкоствольная 120-мм Rheinmetall Rh-120 |
Боекомплект |
42 снаряда |
Пулеметы |
два 2 × 7,62-мм MG3 |
Мощность двигателя |
1500 лошадиных сил |
Скорость по шоссе |
68 — 72 километров в час; |
Конструкция танка
Leopard 2 имеет ставшую классической для немецкого танкостроения компоновку с задним расположением двигателя, самонесущей башней по центру корпуса и агрегатами управления в носовой части танка.
Башня
В башне находятся все члены экипажа (командир, наводчик и заряжающий), кроме водителя. С левой стороны есть люк для выброса гильз и пополнения боекомплекта.
Корпус
Корпус сварной из катанных листов броневой стали, в передней его части находится более усиленная защита. В конструкции использована броня «третьего поколения» и экраны из армированной резины, изнутри боевое отделение покрыто тканевыми матами из арамидного волокна. В боевом отделении находится часть электроники и боеприпасы. В случае подрыва снарядов, предполагается, что взрывная волна выбьет специально предусмотренные панели и выйдет наружу, не навредив экипажу.
Пушка
Танк Leopard 2 вооружен полностью стабилизированной 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой Rheinmetall RH-M-120. Машина несет 42 снаряда к основному орудию. Всего в турели башни хранится 15 готовых к применению выстрелов, остальные хранятся в передней части корпуса у механика-водителя. Leopard 2 обычно использует два основных типа боеприпасов – бронебойные снаряды APFSDS-T и многоцелевые снаряды HEAT-MP-T. Снаряд APFSDS-T пробивает около 450 миллиметров прокатной гомогенной брони на дальности 2000 метров. Снаряд HEAT-MP-T эффективен как против мягких, так и против твердых целей.
Броня
Основана на применении нескольких слоев комбинированной брони. В открытых источниках можно найти следующие данные о бронировании (начиная с “Леопард 2А4”): толщина лобовой проекции корпуса — от 600 до 920 мм, толщина лобовой проекции башни — от 590 до 1960 мм.
Двигатель
Машина имеет V-образный 12 цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель MTUMB 873-Ka 501 с жидкостным охлаждением и мощностью 1100 кВт (1500 л.с.), который раскручивается до 2600 об/мин с официальной скоростью 68 км/ч. Воздух для работы двигателя проходит через два комбинированных воздушных фильтра, установленных по бокам агрегата, в них он очищается от крупных частиц пыли, оставшуюся взвесь убирают два дополнительных фильтра тонкой очистки.
Ходовая
Подпружиненная ходовая имеет поддерживающие катки, амортизаторы, гидравлические и механические упоры на поворотных рычагах колесных пар. Гусеница закольцована со сменными подушками, коробка передач — гидромеханическая. Рулевой механизм типа Renk-HSWL-354. Рулевое управление, привод, тормозная система объединены в одном корпусе и соединены с двигателем при помощи быстродействующих устройств. Система привода сделана в виде отдельного блока, поэтому на ее замену не потребуется много времени, общее время на замену (в соответствии с техническим регламентом) — 4 часа. Вспомогательный силовой агрегат, расположенный в задней правой части танка, позволяет работать электронике без запуска основного двигателя.
Электронное оборудование
На борту танка установлена стабилизированная оптико-электронная система обнаружения (тепловизор, дальномер и дневная камера), все необходимые данные выводятся на дисплей, расположенный в боевом отделении. Причем может отображаться как панорама боя, так и отдельный его отрезок. Специальная система информирования отслеживает все потенциальные цели, в ее состав входят 4 оптических модуля на углах башни, цветная камера и оптические приборы.
Вооружение
Вооружение состоит из основного оружия и вторичного. К основному относится 120 мм гладкоствольная пушка Rh 120 с углом поворота 360 градусов, она позволяет вести огонь боеприпасами со стабилизацией в виде оперения. Вторичное — это спаренный пулемет, зенитный пулемет (рядом с люком заряжающего) и универсальная метательная установка на башне, которая предназначена для создания дымовой завесы. Есть у “Леопарда” и возможность записи боя через прибор KADAG, который имитирует выстрел пушки.
Ремонтопригодность
По заявлению производителя, пробег танка до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Так как турбированный двигатель объединен в единый блок с гидромеханической трансмиссией, силовую установку в полевых условиях можно заменить примерно за 35-45 минут.
Боевое применение
Впервые танки “Леопард-2” были использованы в Косове и участвовали там в различных мероприятиях и операциях, однако в распоряжении противоположной стороны не было серьезного оружия, поэтому машины не понесли никаких потерь. Через несколько лет после Югославии “Леопарды” были направлены в Афганистан во время операции НАТО в составе канадской и датской группировки. Известно, что одна из этих машин подорвалась на самодельном взрывном устройстве и получила значительные повреждения, но экипаж остался жив. В июле 2008 года два “Леопарда-2” подорвались на мине, причем экипаж одного из них благополучно выбрался из танка и покинул поле боя на другой машине, второй танк после подрыва смог проехать 200 метров и остановился, три танкиста были ранены, водителя спасти не удалось. После этого была поставлена дополнительная защита днища.
Leopard 2A4 в составе турецкой армии использовался во время военных действий в Сирии, по сведениям СМИ, около 10 машин было поражено с помощью противотанковых ракетных комплексов противника и получило серьезные повреждения. Многочисленные фото подорванных танков заставили многих экспертов усомниться в непобедимости “Леопарда-2”.
Преимущества и недостатки
Наиболее важными, по мнению экспертов, достоинствами “Леопарда-2” являются:
- 1.Максимальная оснащенность самой различной электроникой.
- 2.Эффективная броня.
- 3.Мощное орудие и наличие противотанковых ракет.
- 4.Зенитный пулемет, который управляется дистанционно и расположен на крыше танка.
- 5.Неплохие динамические показатели.
- 6.Высокая ремонтопригодность.
Недостатками машины признают:
- 1.Слишком большую массу(модификация 2A7+ весит 70 тонн), что отрицательно сказывается на транспортабельности, маневренности, вызывает большой расход топлива.
- 2.Слабость бронирования бортов танка, что делает его уязвимым для РПГ-7.
- 3.Большая площадь крыши башни делает танк хорошей мишенью для штурмовой авиации и вертолетов.
- 4.Отсутствие автомата заряжания.
Сравнение с другими танками
Немецкий ОБТ имеет свои сильные и слабые стороны, но несомненно он один из наиболее надежных и массовых танков. Сравнительные характеристики “Леопарда-2”, других танков НАТО и российских машин приведены в таблице:
“Леопард 2А4” |
“Челленджер 2” |
“Абрамс М1А2” |
Т-90М |
Т-80БВМ |
масса 55,2 т |
масса 64 т |
масса 62,5 т |
масса 48 т |
масса 46 т |
экипаж 4 чел. |
экипаж 4 чел |
экипаж 4 чел |
экипаж 3 чел |
экипаж 3 чел |
орудие 120 мм |
орудие 125 мм |
орудие 120 мм |
орудие 125 мм |
орудие 125 мм |
боекомплект 42 шт. |
боекомплект 52 шт. |
боекомплект 42 шт. |
боекомплект 40 шт. |
боекомплект 40 шт. |
мощность двигателя 1500 л.с. |
мощность двигателя 1200 л.с. |
мощность двигателя 1500 л.с. |
мощность двигателя 1130 л.с. |
мощность двигателя 1250 л.с. |
скорость по шоссе 72 км |
скорость по шоссе 56 км |
скорость по шоссе 67 км |
скорость по шоссе 70 км |
скорость по шоссе 80 км |
запас хода 550 км |
запас хода 400 км |
запас хода 465 км |
запас хода 550 км |
запас хода 500 км |