Миллениалы затосковали по детству
«Танчики» девяностых и «Охота на уток»: россияне вновь погрузились в пиксельный мир ретроигр. Как рассказали “Ъ FM” владельцы нишевых магазинов и ретроклубов, спрос на приставки и консоли 1990-х — начала 2000-х растет. Причина, по их словам, в попытках взрослых вернуть себе ощущение детства. Насколько долговечен этот тренд? И как дорого обходятся ретро приставки и игры? Разбиралась Анна Кулецкая.
Нервы натянуты как струны, когда лицом к лицу сталкиваешься с главным боссом. За собранные монетки получаешь бесценные награды, а восьмибитные звуки уже намертво впитались в память. Причина, по которой спрос на ретроигры растет, — ностальгия. Именно это чувство подтолкнуло Виталия Ерошенко в 2022-м открыть в Москве ретро игровой клуб 1990-х и начала 2000-х: «Есть оригинальные приставки Dendy с картриджами, со всякими Mario, «Танчиками», Duck Hunt, Sega, PlayStation, Super Nintendo, Nintendo 64, Xbox Original. Телевизоры 1990-х годов пузатые, две-три сотни видеокассет: топовые «Терминаторы», «Хищники» с гнусавыми переводчиками девяностых. Основной костяк публики — это мужчины 30+, наверное, 85%.
Это именно то, что откликается у них внутри из детства, то, что давало им позитивные эмоции».
Для того чтобы создать ту самую атмосферу из девяностых в домашних условиях, есть несколько приемов. Например, маркетплейсы предлагают консоли или так называемые геймстики стоимостью меньше 2 тыс. руб. Они подходят для современных телевизоров, около 20 тыс. игр и джойстики в комплекте. Но оригинальные модели приставок стоят недешево, цена измеряется в десятках тысяч рублей, говорит основатель первого в России музея ретро видеоигр Павел Антиликатор: «Это всемирный тренд. Ретроигры имеют ценность, уже больше 15-20 лет считаются искусством, во всем мире очень большое внимание этому уделяется: и коллекционированию, и продвижению.
Nintendo Switch 2 расходится по рукам
Даже сейчас очень много современных игр выходит, которые сделаны как бы в ретростиле. То есть эта индустрия живет очень активной жизнью. Появляется новое поколение молодых людей от 12 до 25 лет, к которым попадает эта информация из интернета. Им становится интересно, потому что это как феномен, как культурное явление. Сейчас огромное количество девайсов. Можно купить за 1 тыс. руб., можно за 70 тыс. руб. Все упирается в небольшой технический момент: игры, сделанные в 1980-90-х годах, правильно показывают на старом квадратном телевизоре».
Согласно данным из открытых источников, самые продаваемые игры на приставке Sega — с участием синего ежика Соника, способного бегать на сверхзвуковой скорости, в топ также входят Aladdin, Mortal Kombat и Pac-Man. Из игр на Dendy наиболее популярны «Братья Марио», Duck Hunt и «Тетрис». Некоторые персонажи, например, Марио и Соник вышли за пределы видеоигр и стали брендом. В 2007-м даже произошла коллаборация персонажей, они вместе появились в игре «Марио и Соник на Пекинской Олимпиаде».
Владельцы компаний, выпускающих известные игры, пожертвовали миллионы на террористические атаки против России
Но этот тренд на ретро приставки не может быть вечным, считает директор магазина видеоигр Dendy и автор канала «Магазин Dendy» Павел Повар: «Покупателей становится больше. Взлет наметился где-то с 2016 года, и он постепенно растет. Есть поколение 35-40 лет, которые, видимо, не доиграли в детстве, им не купили родители какие-то приставки, и у них сейчас появилась возможность, они их сейчас покупают. Что касается перспектив, я не уверен. Какое-то время это еще будет работать, пока это поколение 35-40 лет играет в эти игры. Думаю, еще лет десять тренд продержится, потом все. Потому что более молодые игроки уже все в телефонах».
В 2021-м раритетный запечатанный картридж Super Mario 64 был продан на онлайн-аукционе Heritage Auctions. Сумма рекордной сделки превысила отметку в $1,5 млн. А ностальгия, которая шла в комплекте, была бесценна.