Экономика

Трамп пригрозил России применением рычагов давления

Эксперты рассказали, остались ли серьезные санкции у США в отношении нашей страны

У Вашингтона есть финансовые рычаги давления на Москву. Об этом заявил президент США Дональд Трамп во время брифинга в Белом доме. Американский лидер добавил, что такие меры могут «серьезно навредить» России, но это не соответствует его стремлению к урегулированию конфликта на Украине. Что конкретно Трамп может применить против нашей страны, «МК» выяснил у экспертов.

Трамп пригрозил России применением рычагов давления

США имеют инструменты финансового давления на Россию. Однако применять их Белый дом не хочет, так как это будет противоречить необходимости достичь мирного урегулирования украинского конфликта. «Есть вещи, неприятные вещи в финансовом смысле, которые можно сделать, — заявил Дональд Трамп. — (…) Это будет очень плохо для России. Я не хочу этого делать, потому что я хочу достичь мира. Я хочу видеть мир. Но в финансовом смысле мы можем сделать очень плохие для России вещи, разрушительные». Американский лидер добавил, что рассчитывает на согласие Москвы в вопросе прекращения огня на Украине.

Насколько серьезен Трамп в своих угрозах, эксперты спорят. Многие вспоминают, что на Россию итак уже наложено рекордное количество санкций. Так, в сентябре 2024 года глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что общее количество ограничений в отношении нашей страны превысило 21 тыс. По этому показателю Россия давно обогнала Иран, КНДР, Кубу и другие страны, которые принято причислять к изгоям на мировой арене. Отчасти это признают и сами американцы. Например, в марте бывший аналитик ЦРУ Ларри Джонсон заявил, что Вашингтон и Киев не имеют рычагов давления и не могут диктовать Кремлю свои условия. Он также указал, что и у ЕС отсутствуют инструменты воздействия на нашу страну.

Тем не менее, российские эксперты призывают крайне внимательно относиться к заявлениям американского лидера. «В политике Дональд Трамп применяет ту же стратегию, что и при ведении бизнеса, — отмечает генеральный директор Atomic Capital Александр Зайцев. — В переговорных процессах он использует принцип «кнута и пряника», то есть говорит о возможных преимуществах для потенциальных партнёров и, одновременно с этим, о рисках в том случае, если сделка не состоится. Следует разделять риторику президента США и его реальные действия. А реальность такова, что Трамп пролонгировал все те ограничения в адрес России, что были введены президентскими указами в 2014, 2018 и 2022 годах, поскольку стратегически они отвечают национальным интересам Штатов. Политика пошлин и санкций началась задолго до СВО, подчеркнул Зайцев. «Пространство для новых санкций есть, в том числе полное закрытие всех корсчетов в долларах для всей банковской системы РФ, — приводит пример директор департамента корпоративных финансов «Первоуральскбанка» Артем Тузов. — Так же часть средств госрезервов РФ и граждан заблокированы в США: их могут списать».

Самые главные негативные последствия от введённых санкций — потери рынков сбыта продукции некоторыми российскими экспортёрами, инфляция за счёт трудностей с импортными поставками, уход иностранных инвесторов — всё это уже есть в нашей действительности. «Самым болезненным в текущей ситуации для России является их сохранение, поскольку у любой ограничительной политики есть определённый накопительный эффект, — считает руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард. — И ещё стоит отметить, что не так важны сами санкции, как контроль за их соблюдением».

Что может сделать Трамп в ближайшее время — это продлевать действующие санкции или отменять исключения для некоторых подсанкционных организаций (например, уже сегодня Минфин США не стал продлевать лицензию на осуществление операций по расчётам за поставки энергоресурсов третьих лиц с российскими подсанкционными банками). «Он, безусловно, может полностью запретить России операции с наличными долларами, но это только ослабит доллар и ускорит процессы дедолларизации, — полагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — Скорее всего, если непредсказуемый президент США захочет ужесточить санкционный режим для России, он начнёт оказывать давление на третьи страны, и, прежде всего, на Китай и Индию, за сотрудничество с Россией, но такое давление угрожает США ещё большим ухудшением отношений с Китаем и испорченными отношениями ещё и с Индией. Но банковскую систему других дружественных стран России, в том числе СНГ угрозы США могут испугать, хотя в этом случае Россия может перейти с ближайшими соседями и партнёрами по ЕАЭС на бартерные отношения или на расчёты исключительно в рублях».

Возможно, что Трамп может ввести, допустим, бессрочные пошлины на все или большинство российских товаров, поставляемых или которые РФ потенциально может экспортировать в США (металлы, нефть, ракетные двигатели, удобрения, продукты питания и т.д.), но тогда Россия просто перестанет что-либо поставлять в Штаты, а хуже будет только американским потребителям, так как, например, резкий рост цен на удобрения вызовет продовольственную инфляцию в США. Россия уже сейчас может ответить США ассиметрично, но чувствительно, например, выполнив свою угрозу арестовать активы всего американского бизнеса, ещё остающегося в нашей стране.

Скорее всего, ни Россия, ни США не будут переступать черту невозврата, поскольку обе страны после прихода к власти Трампа всё-таки пытаются наладить отношения, но, к сожалению, в быстро меняющемся геополитическом пространстве, ничего невозможного нет, отметила Мильчакова.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»